Закон о персональных данных: как не нарушать

20 Сентября 2012

Нecмотря на то, что Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ “О персональных данных” давно вступил в силу и его основные положения действуют, компании – операторы персональных данных ждут приближающейся даты – 1 июля 2011 г. Согласно п. 3 ст. 25 Закона информационные системы персональных данных, созданные до 1 января 2011 г., к этому моменту должны быть приведены в соответствие с его требованиями. Существующие документы, содержащие требования по защите персональных данных очень неоднозначны и вызывают много споров, ставящих под сомнение возможность их исполнения в принципе. Однако сложности в выполнении закона не являются основанием для его неисполнения.

Кто проверяет

В настоящий момент основные риски для операторов персональных данных связаны с проверками их деятельности со стороны регуляторов: Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ контрольные и надзорные полномочия в сфере защиты персональных данных были возложены на них.

Каждое из этих ведомств выполняет свою задачу. Так, ФСБ России курирует вопросы безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах, в т. ч. защиту информации с использованием средств шифрования (криптографии).

Компетенции ФСТЭК России – защита информации с применением технических средств, в т. ч. подтверждение отсутствия в средствах защиты недекларируемых возможностей. Технические средства защиты персональных данных необходимо сертифицировать.

Методики, разработанные ФСТЭК, должны быть положены в основу так называемой Модели угроз для каждой информационной системы, обрабатывающей персональные данные (такой документ предстоит разработать каждому оператору). На выполнении этих аспектов, скорее всего, и будет сфокусировано внимание сотрудников ФСТЭК, привлекаемых для проверок. Роскомнадзор является основным регулятором в области защиты прав физических лиц, чьи персональные данные обрабатываются. Сотрудники этого ведомства имеют право:

  • проверять сведения в уведомлении, поданном оператором;
  • привлекать для проверки другие госорганы (ФСБ России, ФСТЭК России);
  • принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований закона;
  • обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов и представлять их интересы в суде. А также направлять заявления в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия его лицензии;
  • направлять материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в связи с нарушением прав субъектов персональных данных;
  • привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении закона.

Очевидно, список получается весьма внушительным, а значит, у Роскомнадзора есть достаточно возможностей воздействовать практически на любую организацию. На практике регулирует данную сферу деятельности именно Роскомнадзор, а ФСБ России и ФСТЭК России пока занимают выжидательную позицию (до 1 июля 2011 г.) и привлекаются лишь для контроля за реализованными мерами защиты данных в качестве сторонних экспертов.

Кого проверяет Роскомнадзор

Если сравнить деятельность Роскомнадзора в 2009 и 2010 гг., то очевидно, что активизация работы в отношении защиты прав субъектов персональных данных началась. По данным самого ведомства, в настоящий момент реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, включает 185 тыс. операторов персональных данных. В реестре можно найти промышленные предприятия, банки, страховые компании, торговые и консалтинговые предприятия, юридические и туристические фирмы, учреждения здравоохранения, образования и т. д.

Реестр ведется на основании уведомлений, которые присылают сами организации-операторы. Случаи, когда уведомлять ведомство нет необходимости, прописаны в п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ. Сюда относятся: обработка данных сотрудников, данных, полученных в связи с заключением договора, общедоступных персональных данных либо данных, включающих только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных либо необходимых в целях однократного пропуска на территорию.

Потенциальными кандидатами на проверку являются все компании, а не только внесенные в реестр. Ведь закон не снимает с работодателя обязанности обеспечивать сохранность данных своих сотрудников, разрабатывать соответствующее положение о работе с персональными данными независимо от количества служащих или вида деятельности. Вместе с тем, учитывая немногочисленность проверяющих по сравнению с числом организаций, риски претензий контролеров из Роскомнадзора можно считать незначительными. Кроме того, контролеры надзора, как правило, не стремятся применять максимально жесткую ответственность к нарушителям. В большинстве случаев по результатам проверки выдавались предписания об устранении нарушений. Только в нескольких случаях суды назначили штрафы по ст. 19.7 КоАП РФ на общую сумму в несколько сотен тысяч рублей за непредставление уведомлений, а по ст. 13.11 КоАП РФ за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных граждан было наложено и того меньше штрафов на общую сумму в несколько десятков тысяч рублей. По данным Роскомнадзора, чаще всего на нарушениях работы с персональными данными попадаются жилищнокоммунальные предприятия, банки, операторы мобильной связи и СМИ. Что касается соотношения плановых и внеплановых мероприятий, то в 60% случаев проверка является плановой. С вступлением в силу Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля” в части оснований для проведения внеплановых проверок количество последних снизилось вдвое (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).

Кто несет ответственность

Ответственность за выполнение закона несет первое лицо организации. В то же время перекладывание ответственности на должностных лиц или подразделения возможно обычным внутренним приказом. Если провести доработку существующих инструкций и регламентов, то переложить основную меру ответственности на конкретного человека не составит труда. В таком случае должностному лицу достаточно в форме докладных записок уведомить руководство о масштабе работы и о необходимых для ее выполнения ресурсах. Бывали случаи, когда руководитель отдела информационной безопасности инициировал десятки
докладных записок на имя генерального директора с целью минимизировать ответственность.

Типовые ситуации

Рассмотрим несколько однотипных ситуаций, которые могут возникнуть при взаимодействии оператора персональных данных с Роскомнадзором.

Первая ситуация. Организация получает письмо от субъекта персональных данных с просьбой предоставить ему информацию о том, какие его данные используются, в каких целях, какими способами обрабатываются и какой срок хранятся (право на получение такого рода информации закреплено в Законе). Закон определяет срок 10 дней, в течение которых необходимо дать исчерпывающий ответ на запрос. Сегодня далеко не в каждой компании есть возможность выполнить это требование. Если ответ, полученный от оператора, поступит не по существу, не в полном объеме, позже установленного срока или не последует вовсе, субъект имеет полное право обратиться в Роскомнадзор за защитой своих прав. Примерно каждое третье обращение в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных заканчивается внеплановой проверкой с перспективой привлечения к административной ответственности. Также Роскомнадзор может направить обращение в прокуратуру с запросом о возбуждении уголовного дела (см. схему).

Очень часто эта схема реализовывалась в отношении Сбербанка. В результате был создан процесс обработки обращений граждан, и установленный законом срок стал выполняться.
К слову, использование данного метода, например, со стороны конкурентов способно парализовать ответственные службы оператора персональных данных. Для этого достаточно лишь организовать несколько сотен запросов субъектов, спровоцировав тем самым прямое нарушение закона о персональных данных.

Вторая ситуация. Поспешная регистрация в качестве оператора персональных данных. По закону необходимо уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных через подачу уведомления. Но практика показывает, что Роскомнадзор желает воспользоваться своим правом “по проверке сведений, содержащихся в уведомлении” сразу и высылает уведомление о проверке (особенно это заметно в регионах). Очевидно, что без соответствующей подготовки пройти проверку будет сложно. Например, некоторые компании структуры МТС, одними из первых подали уведомление, соответственно первые проверки проходили именно у них.

Третья ситуация. Отправка корреспонденции с явными нарушениями Федерального закона № 152-ФЗ. Эта проблема свойственна крупным предприятиям, которые отправляют много корреспонденции, например счетов на оплату. Явные нарушения видно невооруженным глазом. Так, например, большинство предприятий ЖКХ отправляют счета на оплату услуг в незапечатанном виде с широким перечнем персональных данных, которые совершенно не нужны для проведения оплаты. На рынке появились услуги по аутсорсингу изготовления счетов с учетом требований Федерального закона № 152-ФЗ. Такие услуги оказывает, например, компания АККОРД ПОСТ.

Защита персональных данных превратилась в полноценную индустрию. Сформировался целый рынок продуктов и услуг. Дело осталось за объединением всего этого многообразия в решение, которое можно применить для каждой конкретной организации.


Возврат к списку